Регистрация | Вход
Вы вошли как "Гость"




[09.09.2017][Это интересно...]
Федор Чанышев "Гимназические годы"

[22.07.2017][Исторические здания Елатьмы]
Отделение почтовой связи Елатьмы

[25.05.2017][Памятники]
Стела на въезде в Елатьму со стороны Инкино

[04.03.2017][События]
Основная экспозиция "Из века в век"

[01.02.2017][События]
Выставка художника Василия Андреевича Коновалова

[06.10.2017][Исторические здания Елатьмы]
Здание Елатомской библиотеки

[11.07.2017][Исторические здания Елатьмы]
Первая и вторая линия торговых рядов

[18.05.2017][Мероприятия]
«Ночь в музее»

[17.07.2017][Исторические здания Елатьмы]
Здание администрации Елатомского приборного завода (ЕПЗ)

[30.08.2017][Это интересно...]
Отрывок из повести Федора Чанышева "Гимназические годы"


Найти на сайте:




Лента событий и исторической информации

События [5]
Мероприятия [8]
Исторические очерки о Елатьме [5]
Знаменитые личности Елатьмы [10]
Исторические здания Елатьмы [14]
Памятники [2]
Это интересно... [5]

Из истории Новогодних праздников в Рязанской губернии в 19-20 веках


Обычай наряжать ёлку пришел в Рязанскую губернию в XIX веке, в одних уездах – в самом начале, в других – ближе к концу столетия. Это зависело от того, насколько богата лесом была та или иная местность. В крестьянских домах основными украшениями служили кусочки цветной ткани и бумага. У помещиков игрушки были более разнообразны, и многие устраивали вокруг них праздники для деревенской детворы. В 18 и 19 веках традиционным новогодними блюдами на новогодних столах были свиной желудок, фаршированный пшеничной кашей и кусочками мяса. А 1 января варили свиную голову – её часто подавали с позолоченным усом. Новогодний стол не обходился без ЧУШЕК – новогодних пирогов с капустой или сушёными яблоками. Ещё пекли пшённые блины – пшенники и пирожки с кашей и картошкой, куда запекали свиную ножку от маленького поросёнка.

  
 

Почти во всех уездах праздник не был праздником без новогодних огней. Начинались они с “факелей” – на палку наматывали тряпки и вымачивали их в керосине, потом поджигали, и дети бегали с ними по селу – это означало прощание со старым годом и возвещало о приходе нового. Потом “факелями” поджигали костёр из соломы, в котором сгорал уходящий год. В некоторых районах дети за неделю до Нового года делали тряпичный мяч, который вымачивали в керосине. В новогоднюю ночь его привязывали к проволоке, поджигали и крутили – получалось вертящееся огнённое колесо. 
Вдовы праздновали Новый год по-своему. Собравшись вместе, они ставили на салазки железную печь, зажигали и возили по селу. Считалось, что огонь в печи – символ домашнего очага, он очищает, согревает и оберегает от всего худого. Разъезжая с таким огнём по селу, вдовы очищали и оберегали его от разгулявшейся в Святки нечестии.

 
 

В Рязанской губернии существовал обычай кликать овсень (его ещё называют таусень) на Новый год – нечто вроде рождественских колядок, когда ряженые стучаться во все дома и просят угощение за исполненную ритуальную песенку. Причём это было развлечение не только для малышни, но и взрослых. День перед Новым годом у наших предков был расписан довольно чётко: утром и после обеда 31 декабря ходили по домам дети и подростки, а с 7 до 9 вечера – мужчины от 17 до 40 лет. Все, кто собрался кликать овсень, вместе выбирали мехоношу – свою предводительницу. Ею должна была быть молодая женщина, но ни в коем случае не девушка. Она надевала вывернутый наизнанку овечий полушубок и от души украшала себя коноплей – из неё делала пояс, “парик”, бороду и усы. Завершалась её экипировка дырявой шапкой и добротной сумкой, куда складывалось угощение. 
Каждая рязанская семья, и в городе, и в деревне, на Новый год обязательно варила свиные ножки. Кости отделялись от мяса и назывались таусеньками. Ими полагалось награждать мальчишек за исполнение “овсеня”. Кто собирал таких таусенек больше всех, считался самым “богатым” среди детворы. А вот не получить ни одной было для ребёнка настоящем горем. 
Таусеньками после Нового года играли, как в “городки” – составляли из них фигуры и сшибали. А ещё из них делали “брыкалки” – незамысловатый музыкальный инструмент деревенских пацанов. Косточку просверливали, продевали толстую нитку – и из этой конструкции извлекали жужжащие звуки, приводившие детвору в восторг, а взрослых, надо полагать – в ярость.

 


Особый трепет праздник доставлял незамужним девушкам. Они должны были создать себе как можно больше условий для того, чтобы выйти замуж в новом году. Свою судьбу девушки устраивали так: собирались небольшими группами и ходили по тем домам, где есть холостые парни. Но видеть они хотели не их самих (поскольку брак стал делом добровольным лишь в XX веке), а их родителей. Девушки пели им хвалебные песни, негласно соревнуясь, кто перечислит больше достоинств потенциальных свекра и свекрови. Особенно налегали на свёкра как на главу семьи, Когда им удавалось захвалить мужика до лёгкой эйфории, девушки уходили, напоследок хитро пожелав найти хорошую невесту для сына.

 

На Новый год предусмотрительные крестьяне предсказывали погоду: разрезали луковицу пополам, делили её на 12 воронок и раскладывали их рядом. Каждой воронке соответствовал свой месяц. Утром смотрели: в каком кусочке будет больше влаги – тот месяц и выпадает самым дождливым (или снежным). 
Чтобы обеспечить себе благополучие в наступающем году, в старину люди придумали несколько простых правил, которые и дошли до нас: в праздник нельзя ссориться, плакать и рано ложиться спать (по-нашему: “Как встретишь Новый год, так и его проведёшь”), давать в займы или брать в долг. А самым страшным древние считали, если утром после Нового года в дом приходит женщина – это сулило большие несчастья. Так что поссорившимся соседкам было очень легко насолить друг другу, объявившись спозаранку 1 января на пороге чужого дома. Так что перед Новым годом все старались помириться. 



По материалам газета “Мещёрская сторона” №50 (561) 16 декабря 2009 года.

 



Всего комментариев: 0
avatar
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Елатомский краеведческий музей ©